Целевая комплексная программа развития МОУ СШ №2 имени
Н.Я. Василенко г.Лабинска Краснодарского края
Создание школы – лаборатории для обучения детей с повышенными академическими способностями
Программа принята: педагогическим советом МОУ СШ № 2 им. Н.Я. Василенко г.Лабинска Краснодарского края (№1 от 29.08.07г.), Попечительским советом школы (№ 1 от 01.10.07г.).
Программа согласована: УО образования г. Лабинска Краснодарского края.
__________________________________________________________________
Цель Программы заключается в создании и полноценном функционировании школы – лаборатории для обучения детей с повышенными академическими способностями.
Задачи Программы:
Ø создание условий для повышения качества и эффективности процесса обучения;
Ø изменение парадигмы обучения (ученик – учитель – ученик), осуществление перехода от быстро устаревающих и не функциональных знаний, умений, навыков к способам деятельности учащихся, от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам получения их путем использования инновационных образовательных технологий;
Ø формирование на базе школы научно-исследовательского центра апробации новых педагогических технологий;
Ø глобальное внедрение информационных технологий в образовательный и воспитательный процесс.
Сроки действия Программы:
Начало реализации Программы – январь 2008.
завершение Программы – декабрь 2012 года.
Разработчики Программы:
Педагогический коллектив МОУ СШ № 2
им. Н.Я. Василенко
(рук. Проекта директор школы Гуцалова Т.В.),
УО (начальник УО Плукчи И.П.),
Попечительский совет МОУ СШ №2
им. Н.Я. Василенко г.Лабинска
(председатель Закусилов З.А.)
Исполнители Программы
Администрация МОУ СШ №2 им. Н.Я. Василенко
Педагогический коллектив МОУ СШ №2 им. Н.Я.Василенко,
ученический коллектив, родительская общественность.
1. Введение.
Проект разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приоритетным национальным проектом «Образование», Программой президента РФ «Одаренные дети России», «Концепцией модернизации образования Российской Федерации до 2010 года», нормативными актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений, и является попыткой создания новой модели школы для обучения детей с повышенными академическими способностями, ориентирующей на индивидуализацию обучения, развитие исследовательской культуры учащихся, овладение ими интеллектуальными, проектными информационными технологиями и отвечающей государственной политике в сфере образования.
Потребности Краснодарского края как динамично развивающегося промышленного и сельскохозяйственного региона обусловили в свое время интенсивное развитие в области науки и образования. Практические потребности края в развитии научно-технической сферы определили приоритеты естественно - научного и технического направлений в области образования подготовки специалистов и соответственно в сфере создания системы работы с одаренной молодежью.
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник прибыли смещается из области производства в область новых разработок, когда значение интеллектуального потенциала значительно возрастает, уделение особого внимания работе с одаренными детьми и талантливой молодежью не терпит отлагательств. В непростых условиях быстрой смены информационных технологий, увеличения объема и путей получения информации по всем направлениям знаний возникает необходимость создания и использования новейших педагогических технологий в работе с одаренными детьми. Администрация района и Управление образования активно поддерживают работы в этом направлении, понимая необходимость воспитания и сохранения для города и края будущей интеллектуальной элиты.
Одной из важнейших проблем современного школьного образования является разрыв между знаниями школьников и умением их использовать. Т.к. данная Программа предполагает работу с одаренными детьми, то нас интересует, в первую очередь, умение применять и использовать академические знания. Эффективным методом решения данной проблемы является применение интерактивных методов в образовании, то есть работа учеников не с транслятором науки (учителем), а непосредственно с предметом науки. Поэтому данная Программа предполагает создание гимназии с современной научно-технической базой. В таких условиях школьники выполняют исследовательскую работу, это развивает самостоятельность и критичность мышления, способы работы с информацией и многое другое, то есть воспитывает будущих ученых, исследователей, людей, способных работать в сфере наукоемких технологий и создавать их.
2. Информационная справка.
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 им Н.Я. Василенко города Лабинска Лабинского района
Юридический адрес
_________352500, Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Делегатская,9/1
Фактический адрес
____352500, Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Делегатская,9/1
Телефоны: 3-28-28________________________________________________
Факс : 8-269-3-28-28
Адрес электронной почты__lab_school2@mail.ru_____________________________________
Адрес сайта http://school2.labinsk.ru/ _____________________________
Банковские реквизиты учреждения
|
ИНН 2314012138 |
|
КПП 231401001 |
|
Расчетный счет 40203810400170000041 |
|
Корреспондентский счет 30101810500000000516 |
|
Название банка - ОАО « Крайинвестбанк» г. Краснодар |
|
|
Учредители Управление образования Лабинского района
Директор образовательного учреждения _ Гуцалова Татьяна Владиславовна
Год открытия – 1960
СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ
Количество учащихся – 564 чел.
В школе 23 класса:
|
1-4 классы |
8 |
|
5-9 классы |
12 |
|
10-11 классы |
3 |
Технологический (медицинский) профиль – 11 «Б» класс, 20 учащихся
Количество первоклассников – 44 чел.
Количество выпускников 9–х классов – 47 чел.
Количество выпускников 11–х классов – 43 чел.
Медалисты школы
|
|
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
|
Золотые |
1 |
5 |
4 |
7 |
2 |
|
Серебряные |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ
В школе работают 42 учителя.
Образовательный ценз педагогических работников:
· высшее образование – 40 чел.,
· среднее профессиональное образование – 2 чел.
Из них:
|
|
|
|
Кол-во педагогических работников имеющих ведомственные государственные награды: |
|
|
· «Отличник народного образования» |
4 |
|
· «Почетный работник общего образования» |
1 |
|
· «Заслуженный учитель Кубани» |
1 |
|
Кол-во педагогических работников лауреатов конкурсов «Учитель года» |
2 |
Распределение учителей по разрядам:
|
Высшая категория: |
27 человека |
|
I категория |
10 человек |
|
II категория |
5 человек |
Педагогический стаж учителей гимназии:
|
До 2-х лет |
Нет |
|
От 2-х до 5-и лет |
1 человека |
|
От 5-и до 10-и лет |
1 человек |
|
От 10-и до 20-и лет |
20 человека |
|
Свыше 20 лет |
20 человек |
|
Свыше 50 лет |
Нет |
Возрастной ценз педагогических работников:
|
До 30 лет |
8 человек |
|
От 30 до 55 лет |
26 человек |
|
Старше 55 лет |
8 человека |
2.2. Приоритетные направления Программы
Ø Создание и использование новейших педагогических технологий в работе с детьми, имеющими повышенные академические способности.
Ø Применение интерактивных методов в образовании, то есть работа учеников не с транслятором науки (учителем), а непосредственно с предметом науки (при активном использовании информационных технологий).
Ø Приоритетность личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Ø Создание в школе – лаборатории современной научно-технической базы.
2.3. Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Интеллектуальные ресурсы:
§ высококвалифицированный педагогический коллектив школы;
§ Попечительский совет школы;
§ МИМЦ Лабинского района
§ ЦПМС Лабинского района.
Финансовое обеспечение Программы.
|
Этап, год
|
Финансирование за счет Целевой программы (тыс. руб.) |
Финансирование из местного бюджета (тыс. руб) |
Прочие источникифинансирования(тыс. руб) |
Родительский попечительский фонд(тыс. руб) |
|
I 2007-2008
|
450 |
250 |
100 |
130 |
|
II 2009-2010 |
1000 |
300 |
200 |
100 |
|
III 2011 |
500 |
200 |
200 |
100 |
|
Материально-техническое обеспечение |
2008-2009г. (тыс. руб) |
2010-2011г. (тыс. руб) |
2012г. (тыс. руб) |
Итого: (тыс. руб) |
|
Лаборатория физики
Лаборатория химии
Лаборатория биологии
Лаборатория географии
Лаборатория мультимедийных проектов
Лаборатория естествознания и экологии (нач. школа)
Лаборатория математики
Лаборатория иностранного языка
Лаборатория социальной экологии
Лаборатория исторического моделирования
Оборудование для проведения сетевых видеоконференций
Оборудование для информотеки
Оборудование для телестудии и локального кабельного телевидения
Оборудование для типографии
|
500
330
45
20
35
|
100
30
45
45
100
100
60
300
100
40
150
200
230
100 |
60
50
40
30
70
150
400
200 |
660
80
375
85
175
170
80
300
250
75
150
200
630
300
3530
|
Материально-технические ресурсы (поступление согласно этапам реализации программы):
§ современные лабораторные комплексы;
§ техническое обеспечение рабочего места учителя (ПК, мультимедиа проектор, ресурсы локальной сети, комплекс «Дидактика-модуль»);
§ видео-, DVD, аудиотехника (учебные кабинеты);
§ множительная офисная техника;
§ оборудование для лаборатории иностранных языков (лингафонная компьютерная) техника;
§ оборудование, необходимое для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС – базы);
§ создание технической базы для телестудии и локального кабельного телевидения (телекоммуникационная сеть).
2.4. Порядок управления реализацией Программы
Ø Систематический анализ результатов ((1 раз в год) – администрация школы, педагогический совет школы) и выдача соответствующих рекомендаций;
Ø Корректировка программы и согласование (1 раз в год) - педагогический совет школы, Управление образования.
2.5. Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы
Ø Отчет о ходе реализации Программы с представлением конкретных результатов (в т.ч. в виде анализа динамики развития, представления печатных работ, выхода на региональный, всероссийский уровень): педагогический совет школы представляет материалы отчета в Управление образованием не реже 1 раза в полугодие;
Ø Систематический мониторинг хода реализации Программы совместной комиссией школы, Управления образования.
2. Аналитико - прогностическое обоснование программируемых изменений.
Определяющим фактором, способствующим развитию одаренности, является специально конструируемая развивающая среда. Параметры этой среды: индивидуально-ориентированный подход, обогащенное содержание, представленное через глобальные междисциплинарные проблемы человечества, многообразие образовательной среды и обеспечение права выбора учащимися собственной образовательной траектории, наконец, выбор специальных технологий, способствующих проявлению и дальнейшему развитию способностей и одаренности ребенка. В предлагаемой Программе такой развивающей средой является единый лабораторный комплекс.
Приоритетные направления Программы
Ø Создание и использование новейших педагогических технологий в работе с детьми, имеющими повышенные академические способности.
Ø Применение интерактивных методов в образовании, то есть работа учеников не с транслятором науки (учителем), а непосредственно с предметом науки (при активном использовании информационных технологий).
Ø Приоритетность личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Ø Создание в школе – лаборатории современной научно-технической базы.
При разработке учебных программ по различным предметам приоритетным становится контроль за развитием познавательной деятельности учащихся, который предполагается осуществлять по следующим направлениям:
ü создание для учащегося ситуации успеха и уверенности;
ü сотрудничество учителя и ученика;
ü возможность выбора учеником уровня сложности и трудности контрольного задания;
ü возможность выбора учеником формы контрольной процедуры;
ü учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
ü использование форм контроля, позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
ü тематический учет знаний;
ü использование метода малых групп;
ü логическая обусловленность своевременности контроля;
ü гарантирование ученику права на повышение оценки;
ü использование на начальном этапе безоценочного контроля;
ü принцип гуманности при осуществлении контроля;
ü поощрение ученика;
ü соответствие целей контроля целям учебно-воспитательного процесса.
Очевидно, что первые ощутимые экономические и социальные эффекты от осуществления Проекта по созданию школы-лаборатории заявят о себе только через несколько лет, когда нынешние школьники станут творчески работающими высококвалифицированными специалистами. Именно это приводит к осознанию необходимости выстраивания особой системы по работе с одаренными детьми, разработке методов и новых технологий образования с учетом особенностей Краснодарского края.
4. Образ желаемого будущего состояния школы по итогам реализации программируемых изменений.
Школа включает:
Ø коллектив педагогов, объединенных по кафедрам, тематикам и в малые мобильные научные группы (по отдельным методическим и научным разработкам);
Ø школьную академию наук (объединяющую учащихся и педагогов для осуществления научно-исследовательской работы, ее оформления, дальнейшей публикации);
Ø научно-исследовательские лаборатории химии, физики и астрономии, биологии и экологии, географии и краеведения, математики, иностранных языков, литературоведения, исторического моделирования, оборудованные современной техникой;
Ø локальную компьютерную сеть, позволяющую проводить видеоконференции;
Ø INTERNET-лабораторию, включающую:
a) курсы для учителей;
b) творческую лабораторию: «E-MAIL ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
c) мастер – классы
Ø творческую лабораторию мультимедийных проектов;
Ø информатеку;
Ø телестудию и локальное кабельное телевидение (телекоммуникационная сеть);
Ø типографию (на основе компьютерной лаборатории).
· Программа предполагает поэтапное формирование современной материально-технической базы лабораторий и вспомогательных комплексов и дальнейшее систематическое ее обновление с учетом развития новых информационных и научных технологий. В рамках работы над Проектом предполагается выпуск отчетов и рецензий.
· Для подготовки и проведения презентаций результатов научно-исследовательской деятельности учащихся школы предполагается создание лаборатории творческих мультимедиа проектов.
· Создание телестудии и локального (школьного) кабельного телевидения, подключенного также к городской сети, позволит не только активизировать интеграционные процессы в работе лабораторий, но и решить некоторые задачи профориентации.
· Создание гимназической телестудии и типографии должно способствовать развитию у учащихся навыков правильного оформления и эффектной подачи полученных научных результатов. Также предполагается использовать возможности телестудии и типографии в качестве дополнительного источника самофинансирования.
В ходе осуществления Программы предполагается разработать и опубликовать в муниципальных изданиях:
Ø методические рекомендации по обучению детей с высокими академическими способностями в условиях школы – лаборатории;
Ø критерии оценки научно-исследовательских творческих работ учащихся;
Ø рекомендации по организации научно-исследовательской работы с учащимися;
Ø рекомендации по оформлению текста научной работы и анализ распространенных ошибок в оформлении школьных научных работ.
Стратегия и тактика перехода к желаемому будущему, конкретный план действий.
Реализация Программы рассчитана на 2008 - 2012 год и предполагает поэтапное осуществление.
v Первый этап.
ü Освоение педагогами методологии научного исследования в ходе организации работы научно-исследовательской лаборатории.
ü Анализ и теоретическое обоснование проблемы повышения эффективности обучения (качества знаний) в рамках создания школы-лаборатории. Разработка методов оптимизации учебного процесса для повышения качества образования.
ü Создание малой Академии наук.
ü Начало формирования материально-технической базы: создание лабораторий химии и физики, биологии и экологии;
ü создание единой локальной компьютерной сети школы;
ü Развитие лаборатории INTERNET – образования для учащихся и преподавателей:
o курсы для учителей;
o мастер – классы
v Второй этап.
Этап развития Программы, конкретизация педагогических условий и средств, обеспечивающих внедрение Программы:
ü внедрение современных информационно-технических технологий в обучение;
ü разработка интегрированных научно-исследовательских проектов;
ü создание лаборатории – компьютерного центра, включающего творческую лабораторию «E-MAIL ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
ü расширение мультимедийного центра: создание лаборатории мультимедийных проектов;
ü Создание лабораторий географии, математики, иностранных языков, исторического моделирования.
ü Организация и проведение на базе школы –лаборатории городских и районных методических объединений и семинаров.
ü Формирование базы данных компьютерного мониторинга динамики учебно-воспитательного процесса.
ü Комплектация рабочих мест учителя оборудованием, необходимым для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС – базы, установка мультимедийного оборудования во все лаборатории).
ü Создание информотеки.
v Третий этап.
Этап работы Программы, обобщения первых результатов, дальнейшего развития материально-технической базы:
ü создание материально – технической базы для развития телестудии и локального кабельного телевидения в пределах школы (телекоммуникационная сеть);
ü организация и проведение на базе школы–лаборатории городских и районных методических объединений и семинаров;
ü предварительное обобщение полученных результатов, возможная корректировка дальнейшего хода Программы;
ü Публикации по результатам осуществления Программы, в том числе в Интернете. Рекомендации по внедрению удачных результатов эксперимента.
ü Создание перспективного плана дальнейшей творческой работы.
В процессе осуществления Программы предполагается активное сотрудничество с психологической службой школы и ЦПМС по отбору учащихся с высокими академическими способностями, мониторингу за их психологическим состоянием в период обучения, оказанию психологической поддержки при подготовке творческих проектов учащимися.
Этапы реализации Программы
I этап
январь 2008г. - декабрь 2009г.
· Формирование команды высококвалифицированных педагогов-единомышленников, которые окончили курсы повышения квалификации по работе с новыми информационными технологиями, активно используют на уроках новейшие технические средства;
· создание лабораторий химии, физики, биологии, мультимедийных проектов;
· создание единой локальной компьютерной сети школы;
· создание лаборатории – компьютерного центра, включающего творческую лабораторию «E-MAIL ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
· Создание ученической малой Академии наук ;
II этап
январь 2010г. – декабрь 2010г.
· Создание лабораторий географии, математики, иностранных языков, исторического моделирования.
· Организация и проведение на базе школы – лаборатории городских и районных методических объединений и семинаров.
· Формирование базы данных компьютерного мониторинга динамики учебно-воспитательного процесса.
· Комплектация рабочих мест учителя оборудованием, необходимым для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС – базы, установка мультимедийного оборудования во все лаборатории).
· Создание информотеки.
III этап
январь 2011г. – декабрь 2012г.
· Формирование технической базы для телестудии и локального кабельного телевидения (телекоммуникационная сеть).
· Обобщение полученных результатов, возможная корректировка дальнейшего хода Программы.
· Публикации по результатам осуществления Программы, в том числе в Интернете. Рекомендации по внедрению удачных результатов эксперимента.
· Создание перспективного плана дальнейшей творческой работы.
После окончания периода Программы и обобщения полученных результатов предполагается дальнейшее творческое развитие концепции школы – лаборатории как центра для обучения детей с высокими академическими способностями с учетом быстрого развития информационных технологий, научно-технического прогресса. Предполагается публикация результатов работы с целью обмена опытом и возможностью сотрудничества с заинтересованными организациями, в том числе через ИНТЕРНЕТ. Предполагается использование методических и практических разработок творческого коллектива школы - лаборатории в обучении педагогов города и района.