Целевая комплексная
программа развития МОУ СШ №2 имени Н.Я. Василенко г.Лабинска
Краснодарского края
Создание школы – лаборатории для обучения детей с
повышенными академическими способностями
Программа принята: педагогическим советом
МОУ СШ № 2 им. Н.Я. Василенко г.Лабинска Краснодарского края (№1 от
29.08.07г.), Попечительским советом школы (№ 1 от 01.10.07г.).
Программа согласована:
УО образования г. Лабинска Краснодарского края.
Цель Программы
заключается в создании и полноценном функционировании школы –
лаборатории для обучения детей с повышенными академическими
способностями.
Задачи Программы:
Ø
создание условий для повышения качества и эффективности
процесса обучения;
Ø
изменение парадигмы обучения (ученик – учитель – ученик),
осуществление перехода от быстро устаревающих и не функциональных
знаний, умений, навыков к способам деятельности учащихся, от
репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению
способам получения их путем использования инновационных образовательных
технологий;
Ø
формирование на базе школы научно-исследовательского
центра апробации новых педагогических технологий;
Ø
глобальное внедрение информационных технологий в
образовательный и воспитательный процесс.
Сроки действия
Программы:
Начало реализации
Программы – январь 2008.
завершение Программы –
декабрь 2012 года.
Разработчики
Программы:
Педагогический коллектив
МОУ СШ № 2 им. Н.Я. Василенко (рук. Проекта директор школы Гуцалова
Т.В.), УО (начальник УО Плукчи И.П.), Попечительский совет МОУ СШ
№2 им. Н.Я. Василенко г.Лабинска (председатель Закусилов З.А.)
Исполнители
Программы
Администрация
МОУ СШ №2 им. Н.Я. Василенко
Педагогический
коллектив МОУ СШ №2 им. Н.Я.Василенко,
ученический
коллектив, родительская общественность.
1.
Введение.
Проект разработан в
соответствии с Законом РФ «Об образовании», приоритетным национальным
проектом «Образование», Программой президента РФ «Одаренные дети
России», «Концепцией модернизации образования Российской Федерации до
2010 года», нормативными актами, регламентирующими деятельность
образовательных учреждений, и является попыткой создания новой модели
школы для обучения детей с повышенными академическими способностями,
ориентирующей на индивидуализацию обучения, развитие исследовательской
культуры учащихся, овладение ими интеллектуальными, проектными
информационными технологиями и отвечающей государственной политике в
сфере образования.
Потребности
Краснодарского края как динамично развивающегося промышленного и
сельскохозяйственного региона обусловили в свое время интенсивное
развитие в области науки и образования. Практические потребности края в
развитии научно-технической сферы определили приоритеты естественно -
научного и технического направлений в области образования подготовки
специалистов и соответственно в сфере создания системы работы с
одаренной молодежью.
В современную
эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник
прибыли смещается из области производства в область новых разработок,
когда значение интеллектуального потенциала значительно возрастает,
уделение особого внимания работе с одаренными детьми и талантливой
молодежью не терпит отлагательств. В непростых условиях быстрой смены
информационных технологий, увеличения объема и путей получения
информации по всем направлениям знаний возникает необходимость создания
и использования новейших педагогических технологий в работе с одаренными
детьми. Администрация района и Управление образования активно
поддерживают работы в этом направлении, понимая необходимость
воспитания и сохранения для города и края будущей интеллектуальной
элиты.
Одной из
важнейших проблем современного школьного образования является разрыв
между знаниями школьников и умением их использовать. Т.к. данная
Программа предполагает работу с одаренными детьми, то нас интересует, в
первую очередь, умение применять и использовать академические знания.
Эффективным методом решения данной проблемы является применение
интерактивных методов в образовании, то есть работа учеников не с
транслятором науки (учителем), а непосредственно с предметом науки.
Поэтому данная Программа предполагает создание гимназии с современной
научно-технической базой. В таких условиях школьники выполняют
исследовательскую работу, это развивает самостоятельность и критичность
мышления, способы работы с информацией и многое другое, то есть
воспитывает будущих ученых, исследователей, людей, способных работать в
сфере наукоемких технологий и создавать их.
2. Информационная
справка.
2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с
Уставом
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 им Н.Я.
Василенко города Лабинска Лабинского района
Юридический адрес
_________352500,
Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Делегатская,9/1
Фактический адрес
____352500,
Краснодарский край, г. Лабинск, ул. Делегатская,9/1
Телефоны:
3-28-28
Факс
:
8-269-3-28-28
Адрес электронной
почты__lab_school2@mail.ru__
Адрес сайта
http://school2.labinsk.ru/
Банковские реквизиты
учреждения
|
ИНН 2314012138 |
|
КПП 231401001 |
|
Расчетный счет 40203810400170000041 |
|
Корреспондентский счет 30101810500000000516 |
|
Название банка - ОАО « Крайинвестбанк» г. Краснодар |
|
|
Учредители
Управление образования Лабинского района
Директор
образовательного учреждения
_
Гуцалова Татьяна Владиславовна
Год открытия – 1960
СВЕДЕНИЯ ОБ
УЧАЩИХСЯ
Количество учащихся – 564 чел.
В школе 23 класса:
|
1-4
классы |
8 |
|
5-9
классы |
12 |
|
10-11
классы |
3 |
Технологический (медицинский) профиль – 11 «Б»
класс, 20 учащихся
Количество первоклассников – 44 чел.
Количество выпускников 9–х классов – 47 чел.
Количество выпускников 11–х классов – 43 чел.
Медалисты школы
|
|
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
|
Золотые |
1 |
5 |
4 |
7 |
2 |
|
Серебряные |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
СВЕДЕНИЯ О
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ
В школе работают 42 учителя.
Образовательный ценз педагогических работников:
·
высшее образование – 40 чел.,
·
среднее профессиональное образование – 2 чел.
Из них:
|
|
|
|
Кол-во педагогических
работников
имеющих ведомственные государственные награды: |
|
|
·
«Отличник
народного образования» |
4 |
|
·
«Почетный
работник общего образования» |
1 |
|
·
«Заслуженный
учитель Кубани» |
1 |
|
Кол-во педагогических
работников лауреатов
конкурсов «Учитель года» |
2 |
Распределение учителей по разрядам:
|
Высшая
категория: |
27 человека |
|
I категория |
10 человек |
|
II категория |
5 человек |
Педагогический стаж учителей гимназии:
|
До 2-х лет |
Нет |
|
От 2-х до
5-и лет |
1 человека |
|
От 5-и до
10-и лет |
1 человек |
|
От 10-и до
20-и лет |
20 человека |
|
Свыше 20 лет |
20 человек |
|
Свыше 50 лет |
Нет |
Возрастной ценз педагогических работников:
|
До 30 лет |
8 человек |
|
От 30 до 55
лет |
26 человек |
|
Старше 55
лет |
8 человека |
2.2. Приоритетные направления Программы
Ø
Создание и использование новейших педагогических технологий в
работе с детьми, имеющими повышенные академические способности.
Ø
Применение интерактивных методов в образовании, то есть работа
учеников не с транслятором науки (учителем), а непосредственно с предметом
науки (при активном использовании информационных технологий).
Ø
Приоритетность личностно-ориентированного подхода в
организации учебно-воспитательного процесса.
Ø
Создание в школе – лаборатории современной
научно-технической базы.
2.3.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Интеллектуальные ресурсы:
§
высококвалифицированный педагогический коллектив школы;
§
Попечительский совет школы;
§
МИМЦ Лабинского района;
§
ЦПМС Лабинского района.
Финансовое обеспечение Программы.
|
Этап,
год
|
Финансирование за
счет
Целевой программы
(тыс. руб.) |
Финансирование из
местного бюджета
(тыс. руб) |
Прочие источники
финансирования
(тыс. руб)
|
Родительский попечительский фонд
(тыс. руб)
|
|
I
2007-2008
|
450 |
250 |
100 |
130 |
|
II
2009-2010 |
1000 |
300 |
200 |
100 |
|
III
2011 |
500 |
200 |
200 |
100 |
|
Материально-техническое
обеспечениее |
2008-2009г.
(тыс. руб) |
2010-2011г.
(тыс. руб) |
2012г.
(тыс. руб) |
Итого:
(тыс. руб) |
|
Лаборатория физики
Лаборатория химии
Лаборатория биологии
Лаборатория географии
Лаборатория мультимедийных
проектов
Лаборатория естествознания и
экологии (нач. школа)
Лаборатория математики
Лаборатория иностранного языка
Лаборатория социальной экологии
Лаборатория исторического
моделирования
Оборудование для проведения
сетевых видеоконференций
Оборудование для информотеки
Оборудование для телестудии и
локального кабельного телевидения
Оборудование для типографии
|
500
330
45
20
35
|
100
30
45
45
100
100
60
300
100
40
150
200
230
100 |
60
50
40
30
70
150
400
200 |
660
80
375
85
175
170
80
300
250
75
150
200
630
300
3530
|
Материально-технические ресурсы (поступление согласно этапам реализации
программы):
§
современные лабораторные
комплексы;
§
техническое обеспечение
рабочего места учителя (ПК, мультимедиа проектор, ресурсы локальной
сети, комплекс «Дидактика-модуль»);
§
видео-,
DVD,
аудиотехника (учебные кабинеты);
§
множительная офисная
техника;
§
оборудование для
лаборатории иностранных языков (лингафонная компьютерная) техника;
§
оборудование, необходимое
для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС – базы);
§
создание технической базы
для телестудии и локального кабельного телевидения (телекоммуникационная
сеть).
Ø
Систематический анализ
результатов ((1 раз в год) – администрация школы, педагогический совет
школы) и выдача соответствующих рекомендаций;
Ø
Корректировка программы и
согласование (1 раз в год) - педагогический совет школы, Управление
образования.
2.5.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы
Ø
Отчет о ходе реализации
Программы с представлением конкретных результатов (в т.ч. в виде анализа
динамики развития, представления печатных работ, выхода на региональный,
всероссийский уровень): педагогический совет школы представляет материалы
отчета в Управление образованием не реже 1 раза в полугодие;
Ø
Систематический мониторинг
хода реализации Программы совместной комиссией школы, Управления
образования..
2.Аналитико - прогностическое обоснование программируемых
изменений.
Определяющим фактором,
способствующим развитию одаренности, является специально конструируемая
развивающая среда. Параметры этой среды: индивидуально-ориентированный
подход, обогащенное содержание, представленное через глобальные
междисциплинарные проблемы человечества, многообразие образовательной среды
и обеспечение права выбора учащимися собственной образовательной траектории,
наконец, выбор специальных технологий, способствующих проявлению и
дальнейшему развитию способностей и одаренности ребенка. В предлагаемой
Программе такой развивающей средой является единый лабораторный комплекс.
Приоритетные направления Программы
Ø
Создание и использование
новейших педагогических технологий в работе с детьми, имеющими повышенные
академические способности.
Ø
Применение интерактивных
методов в образовании, то есть работа учеников не с транслятором науки
(учителем), а непосредственно с предметом науки (при активном использовании
информационных технологий).
Ø
Приоритетность
личностно-ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного
процесса.
Ø
Создание в школе –
лаборатории современной научно-технической базы..
ü
создание для учащегося
ситуации успеха и уверенности;
ü
сотрудничество учителя и
ученика;
ü
возможность выбора учеником
уровня сложности и трудности контрольного задания;
ü
возможность выбора учеником
формы контрольной процедуры;
ü
учет временного фактора в
зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
ü
использование форм контроля,
позволяющих осуществить ориентацию на ученика без принуждения;
ü
тематический учет знаний;
ü
использование метода малых
групп;
ü
логическая обусловленность
своевременности контроля;
ü
гарантирование ученику права
на повышение оценки;
ü
использование на начальном
этапе безоценочного контроля;
ü
принцип гуманности при
осуществлении контроля;
ü
поощрение ученика;
ü
соответствие целей контроля
целям учебно-воспитательного процесса.
Очевидно, что первые ощутимые
экономические и социальные эффекты от осуществления Проекта по созданию
школы-лаборатории заявят о себе только через несколько лет, когда
нынешние школьники станут творчески работающими высококвалифицированными
специалистами. Именно это приводит к осознанию необходимости
выстраивания особой системы по работе с одаренными детьми, разработке
методов и новых технологий образования с учетом особенностей
Краснодарского края.
4. Образ желаемого будущего состояния
школы по итогам реализации программируемых изменений.
Школа включает:
Ø
коллектив педагогов,
объединенных по кафедрам, тематикам и в малые мобильные научные группы (по
отдельным методическим и научным разработкам);
Ø
школьную академию наук
(объединяющую учащихся и педагогов для осуществления
научно-исследовательской работы, ее оформления, дальнейшей публикации);
Ø
научно-исследовательские
лаборатории химии, физики и астрономии, биологии и экологии, географии и
краеведения, математики, иностранных языков, литературоведения,
исторического моделирования, оборудованные современной техникой;
Ø
локальную компьютерную сеть,
позволяющую проводить видеоконференции;
Ø
INTERNET-лабораторию,
включающую:
a)
курсы для учителей;
b)
творческую лабораторию: «E-MAIL
ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
c)
мастер –
классы
Ø
творческую лабораторию
мультимедийных проектов;
Ø
информатеку;
Ø
телестудию и локальное
кабельное телевидение (телекоммуникационная сеть);
Ø
типографию (на основе
компьютерной лаборатории)..
·
Программа предполагает
поэтапное формирование современной материально-технической базы
лабораторий и вспомогательных комплексов и дальнейшее
систематическое ее обновление с учетом развития новых информационных и
научных технологий. В рамках работы над Проектом предполагается
выпуск отчетов и рецензий.
·
Для подготовки и
проведения презентаций результатов научно-исследовательской деятельности
учащихся школы предполагается создание лаборатории творческих
мультимедиа проектов.
·
Создание телестудии и
локального (школьного) кабельного телевидения, подключенного также к
городской сети, позволит не только активизировать интеграционные
процессы в работе лабораторий, но и решить некоторые задачи
профориентации.
·
Создание гимназической
телестудии и типографии должно способствовать развитию у учащихся
навыков правильного оформления и эффектной подачи полученных научных
результатов. Также предполагается использовать возможности телестудии и
типографии в качестве дополнительного источника самофинансирования.
Ø
методические рекомендации по
обучению детей с высокими академическими способностями в условиях школы –
лаборатории;
Ø
критерии оценки
научно-исследовательских творческих работ учащихся;
Ø
рекомендации по организации
научно-исследовательской работы с учащимися;
Ø
рекомендации по оформлению
текста научной работы и анализ распространенных ошибок в оформлении
школьных научных работ..
Стратегия и тактика перехода к желаемому
будущему, конкретный план действий.
Реализация Программы рассчитана на 2008
- 2012 год и предполагает поэтапное осуществление.
v
Первый этап.
ü
Освоение педагогами методологии научного исследования в ходе
организации работы научно-исследовательской лаборатории.
ü
Анализ и теоретическое обоснование проблемы повышения
эффективности обучения (качества знаний) в рамках создания
школы-лаборатории. Разработка методов оптимизации учебного процесса для
повышения качества образования.
ü
Создание малой Академии наук.
ü
Начало формирования материально-технической базы: создание
лабораторий химии и физики, биологии и экологии;
ü
создание единой локальной компьютерной сети школы;
ü
Развитие лаборатории INTERNET – образования для учащихся и
преподавателей:
-
курсы для учителей;
-
мастер – классы
v
Второй этап.
Этап
развития Программы, конкретизация педагогических условий и средств,
обеспечивающих внедрение Программы:
ü
внедрение современных информационно-технических технологий в обучение;
ü
разработка интегрированных научно-исследовательских проектов;
ü
создание лаборатории – компьютерного центра, включающего
творческую лабораторию «E-MAIL ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
ü
расширение мультимедийного центра: создание лаборатории мультимедийных проектов;
ü
Создание лабораторий географии, математики, иностранных
языков, исторического моделирования.
ü
Организация и проведение на базе школы –лаборатории городских
и районных методических объединений и семинаров.
ü
Формирование базы данных компьютерного мониторинга динамики
учебно-воспитательного процесса.
ü
Комплектация рабочих мест учителя оборудованием, необходимым
для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС – базы, установка
мультимедийного оборудования во все лаборатории).
ü
Создание информотеки.
v
Третий этап.
Этап
работы Программы, обобщения первых результатов, дальнейшего развития
материально-технической базы:
ü
создание материально – технической базы для развития
телестудии и локального кабельного телевидения в пределах школы
(телекоммуникационная сеть);
ü
организация и проведение на базе школы–лаборатории городских и
районных методических объединений и семинаров;
ü
предварительное обобщение полученных результатов, возможная
корректировка дальнейшего хода Программы;
ü
Публикации по результатам осуществления Программы, в том
числе в Интернете. Рекомендации по внедрению удачных результатов
эксперимента.
ü
Создание перспективного плана дальнейшей творческой работыы.
Этапы реализации Программыы
I
этап
-
январь
2008г. - декабрь 2009г.
·
Формирование команды высококвалифицированных
педагогов-единомышленников, которые окончили курсы повышения
квалификации по работе с новыми информационными технологиями, активно
используют на уроках новейшие технические средства;
·
создание лабораторий химии, физики, биологии,
мультимедийных проектов;
·
создание единой локальной компьютерной сети школы;
·
создание лаборатории – компьютерного центра, включающего
творческую лабораторию «E-MAIL ПРОЕКТЫ», «БАЗЫ ДАННЫХ», «WEB-технологии»;
·
Создание ученической малой Академии наук ;
II
этап - январь 2010г. – декабрь 2010г.
·
Создание лабораторий географии, математики, иностранных
языков, исторического моделирования.
·
Организация и проведение на базе школы – лаборатории
городских и районных методических объединений и семинаров.
·
Формирование базы данных компьютерного мониторинга
динамики учебно-воспитательного процесса.
·
Комплектация рабочих мест учителя оборудованием,
необходимым для проведения сетевых видеоконференций (модернизация РС –
базы, установка мультимедийного оборудования во все лаборатории).
·
Создание информотеки.
III
этап - январь 2011г. – декабрь 2012г.
·
Формирование технической базы для телестудии и локального
кабельного телевидения (телекоммуникационная сеть).
·
Обобщение полученных результатов, возможная корректировка
дальнейшего хода Программы.
·
Публикации по результатам осуществления Программы, в том
числе в Интернете. Рекомендации по внедрению удачных результатов
эксперимента.
·
Создание перспективного плана дальнейшей творческой работы.
После окончания периода Программы и
обобщения полученных результатов предполагается дальнейшее творческое
развитие концепции школы – лаборатории как центра для обучения детей с
высокими академическими способностями с учетом быстрого развития
информационных технологий, научно-технического прогресса. Предполагается
публикация результатов работы с целью обмена опытом и возможностью
сотрудничества с заинтересованными организациями, в том числе через
ИНТЕРНЕТ. Предполагается использование методических и практических
разработок творческого коллектива школы - лаборатории в обучении
педагогов города и района.